Исследование взаимосвязи ситуативных и конституционально-личностных факторов в формировании функциональных сексуальных расстройств у лиц с повышенной степенью социальной ответственности
Анализ результатов
1. Состояние сексуальной сферы
Из 8-ми опрошенных женщин, только 3-их полностью удовлетворяла сексуальная жизнь и показатели находились в пределах нормы. У остальных 5-ти выявлены следующие расстройства половой функции:
-
снижение полового влечения
-
снижение половой активности
-
снижение уровня возбуждения к началу полового акта
-
снижение способности к оргастической разрядке (олигоогразмия)
Из 6-ти опрошенных мужчин, у 3-их выявлены расстройства следующего характера:
-
повышенная тревожность перед половым сношением
-
снижение половой активности
-
задержка эякуляции
-
неудовлетворенность половой жизнью
Таким образом испытуемые разделились на две группы. Первая группа, с наличием сексуальных расстройств, состояла из 8-ми человек. Вторая группа, без наличия сексуальных расстройств, состояла из 6-ти человек.
2. Сравнительный анализ индивидуально-личностных особенностей, уровня фрустрированности и устойчивости гендерной роли, как предполагаемых причин функциональных сексуальных расстройств в обеих группах.
2.1 СМИЛ
Испытуемые обеих групп обнаружили акцентуированность различных личностных черт, с преобладанием гиперстенического и смешанного типа реагирования. Этот факт подтверждает мнение о том, что акцентуированные личности с довольно высокими пиками в профиле СМИЛ проявляют себя весьма успешно на ниве любимой ими профессиональной деятельности, а также в сфере социальной активности, адекватной их интересам и требованиям. Мало того, именно они, акцентуанты, самореализуются таким образом, что привлекают к себе интерес окружающих и оказываются в центре важных событий. Особенно ярко проявляются гипертимные, стеничные, самобытные личности. Их деятельность может выглядеть и как незаурядность с положительным знаком, и как нонконформизм негативного, разрушительного свойства. Если способности и активность акцентуанта направлены в социально полезное русло, то такой человек вызывает у окружающих уважение или даже восхищение, в противном случае порицание, ужас или пренебрежение, т. е. они никого не оставляют равнодушным. Поэтому в поле зрения психолога чаще всего попадают акцентуанты, которых еще автор этого термина, К. Леонгард, считал «далеко не худшей половиной человечества». Это напрямую относится к нашей группе испытуемых, которые добились успехов в профессиональной и социальной областях.
Только двое из 14-ти человек оказались нормативными личностями, по одному на обе группы. Норма это не отсутствие выраженных психологических характеристик, а их наличие, но наличие сбалансированное. Это значит, что человек, относимый к норме, в разных ситуациях проявляется (в силу адаптивных свойств личности) по-разному: он может быть общительным среди более близких и знакомых ему людей, но может испытывать потребность в уединении, когда ему нужно выполнить работу, требующую внимания, или когда ему досаждает присутствие неинтересных, назойливых, слишком шумных людей. Такой человек может активно отстаивать свои взгляды и соображения в окружении компетентных и доброжелательно настроенных специалистов, но он же может отступить, закрыться и не делиться своим мнением, если аудитория некомпетентна или настроена к нему враждебно. То же в отношении гибкости и ригидности, активности и пассивности, ранимости и устойчивости и т. д. Человек нормы обладает одновременно разными противоположно направленными качествами, которые, будучи умеренно выраженными, проявляются адекватно ситуации и уравновешивают друг друга, что и создает общую картину эмоциональной устойчивости, гармоничности.
Между обеими группами не было выявлено существенных различий в индивидуально-личностных свойствах.
2.2 Устойчивость гендерной роли
Испытуемые обеих групп в своих ответах не обнаружили ослабления или размытости гендерной роли. Представление испытуемых о себе, их поведение в дружеских и сексуальных отношениях соответствует полоролевому стереотипу и полу испытуемого.
2.3 Автобиография
Представление испытуемых о себе соответствовало полу. Дружеские и сексуальные отношения развивались и складывались соответственно нормативному представлению. Представления о семье также соответствовали норме.
2.4 ВФТ
Вербальный фрустрационный тест в обеих группах также не выявил существенных различий. Все испытуемые обнаружили уровень агрессивности характерный для устойчивой нормы и хорошо контролируемой личности, который является отражением таких личностных качеств как стеничность или сильное «Я», противодействующее давлению среды, рутине и устоявшимся традициям, консерватизму окружения или вышестоящего начальства ради реализации своих конструктивных намерений или новаторских идей. Такого рода агрессия не является разрушительной и лишь отражает одно из личностных качеств.
Низкая агрессивность обнаружилась в сфере межличностных отношений, которая свехзначима и способствует блокировке агрессии или усилению контроля рассудка, оттормаживающего негативные эмоциональные проявления, что и является нормативной реакцией.
Наиболее значимыми ценностями оказались кругозор, характер и нравственность, менее значимыми благополучие и социальный статус. Возможно это связно с удовлетворенными потребностями в социальной активности и материальном благополучии. А кругозор, нравственные ценности и самореализация всегда остаются немного неудовлетворенными, так сказать в зоне ближайшего развития, у активной, развивающейся личности.
Выводы
Таким образом нельзя сказать, что группа с наличием функциональных сексуальных расстройств значительно отличается по каким-либо характеристикам от нормативной группы. Видимо, причины сексуальных расстройств кроются в таки области внешних влияний, таких как недостаточно эффективная стимуляция; отрицательные эмоциональные влияния; впечатления прошлого, отрицательное влияние семьи, характер воспитания в детстве и психические травмы в сексуальной области; проблемы партнерских связей. Возможно, изучение этих областей проекционными методами откроет более глубоко лежащие причины сексуальных расстройств у успешных в других областях личностей.
Примечательно то, что испытуемые с высоким социальным и профессиональным статусом, оказались в большинстве своем акцентуированными личностями, самореализующимися и проявляющими себя весьма успешно на ниве профессиональной деятельности, а также в сфере социальной активности, адекватной их интересам и требованиям.
Заключение
В нашей работе был проведен теоретический обзор функциональных сексуальных расстройств. Дано их определение и причины, их вызывающие. Наиболее частой причиной являются психогенные факторы: такие как отрицательные эмоциональные влияния, впечатления прошлого, отрицательное влияние семьи, характер воспитания в детстве и психические травмы в сексуальной области, проблемы партнерских связей, особенности характера, наличие невротических или психопатических расстройств.
Нами подробно были изучены особенности характера при исследовании индивидуально-личностных особенностей, отрицательные эмоциональные влияния при исследовании уровня фрустрации, проблемы партнерских связей при проведении клинической беседы, а также устойчивость гендерной роли, которая могла бы стать причинной сексуального расстройства.
Исследование проводилось с использованием следующих методик: клиническая беседа, «Сексуальная формула мужчины» и «Сексуальная формула женщины», Стандартизованный многофакторный метод исследования личности, «Автобиография», Вербальный фрустрационный тест.
Использованные методы позволили выделить две группы испытуемых, которые были разделены по критерию наличия и отсутствия функциональных сексуальных расстройств (с помощью методик СФМ/Ж). Затем проводился сравнительный анализ полученных с помощью остальных методов данных.
Полученные данные не позволяют выделить существенных различий в индивидуально-личностных особенностях, устойчивости гендерной роли, уровне фрустрированности между группами. Следовательно, причины расстройств необходимо искать на более глубинном уровне психики. Для этого бы подошли проекционные методики, например, метод портретных выборов МПВ глубинный проективный тест, направленный на изучение бессознательных аспектов личности, базирующийся на восьми основных влечениях. Это позволило бы выявить причины, кроющиеся во впечатлениях прошлого, отрицательном влияние семьи, характере воспитания в детстве и психические травмы в сексуальной области.
Литература
1. Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р., Основы сексологии. М.: Мир, 1998.
2. Сексопатология (словарь) п\р Г. С. Васильченко М: Медицина 1990.
3. Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов. Вопросы психологии, 1987, № 2.
4. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М., 1990.
5. Кон И. С. Введение в сексологию. М.,1988.
6. Майерс Д. Социальная психология. М., 1997.
7. Методологические проблемы социальной психологии / Ред. Е. В. Шорохова. М., 1975.
8. Парсонс Т. Социальные классы и классовый конфликт в свете современной социологической теории. М., 1990.
9. Семья в представлениях современного человека. М., 1990.
10. Смелзер Н. Социология. М., 1994.
11. Фуко М. Воля к истине. М., 1996.
12. Этнические стереотипы мужского и женского поведения/Под ред. Байбурина А. К. и Кона И. С. М., 1991.
13. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М.: Медицина, 1991.
Москва, 2003 г.
|